Выстраивать коммуникации ребенок начинает с первых секунд своей жизни — оповещает всех о своем рождении громким криком. Без обратной связи и должного внимания со стороны взрослых процесс полноценного общения малыша с окружающими притормаживается. Развитие речи у детей происходит параллельно с умственным, психологическим и физическим ростом, является одним из показателей общего развития.

Содержание статьи
Обучение вербальному общению — процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.
Что говорят младенцы
У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов. Это заставляет сомневаться: где же тут речь?! На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях. Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.
Улыбка и так называемый «комплекс оживления» — подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним — это уже непросто сигнал, а своего рода диалог. По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним. То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.
В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.
Поздний лепет — около года — дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки — тоже отличные помощники.
Учимся говорить — с рождения до школы
Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.
3 этапа речевого развития ребенка
- Подготовительный (с момента рождения до 12 месяцев):
- крик и плач (от 0 до 2-3 недель) — первые голосовые реакции маленького человека. В работу включаются все отделы речевого аппарата — дыхательный, голосовой и артикуляционный. Сначала «позывные» малыша пронзительные — невозможно не обратить внимание на крошку. Со временем «боевой клич» приобретает смысловые оттенки — «мне мокро», «хочу есть», «позовите маму!» Внимательные родители с легкостью переводят звуковые сигналы на разговорный язык и отвечают своему карапузу;
«комплекс оживления» (1-3 месяца) — малыш видит маму, узнает ее и «приветствует» — показывает всем своим существом, как он рад встрече (машет ручками и ножками, лицо озаряет счастливая улыбка);
- гуление (с 2-3 месяцев до 5-7 месяцев) — это еще не разговор, несвязанные фразы. Но, согласно исследованиям, звуки, издаваемые ребенком уже позволяют идентифицировать его принадлежность к определенной нации — помогают интонационные и звуковые особенности речи;
- детский лепет (с 4-5 месяцев) — это еще не полноценные слова, а лишь повторяющиеся много раз одни и те же слоги, эмоционально окрашенные «высказывания» недовольства или, напротив, «наслаждения жизнью»;
- период лепетных псевдослов (с 7-8 до 12 месяцев) — общаясь с мамой или с другими взрослыми, малыш воспринимает и анализирует сказанное, вычленяет ударные слоги, знакомые звукокомплексы и постепенно начинает воспроизводить всю эту гамму чувств и обмен информацией;
- период позднего, мелодически окрашенного лепета (10-12 месяцев) — цепочки лепетных псевдослов укрупняются, превращаясь со временем в псевдосинтагмы — звуко- и словосочетания, имеющие определенный смысл, который дополняется мимикой и жестами, выразительными взглядами. Высказывания приобретают определенную мелодику, интонацию, акцент на отдельных слогах. Малыш говорит на собственном «тарабарском» языке, но внимательные родственники, чутко следящие за подрастающим поколением, понимают своего говоруна.
Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок произносит первые слова, делает первые шаги, начинает стремительно осваивать пространство. Именно в этот период «кипучей деятельности» происходит становление активной речи малыша. Он внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, повторяет за ними слова, пытается копировать звуки отдельных предметов, животных и птиц, начинает задавать вопросы, порой, неожиданные. Первые слова имеют обобщающее значение, т. е. употребляются и как глагол, и как существительное. В детской речи появляются фразы, состоящие из двух слов, затем — простейшие предложения. Это период активного словотворчества — ребенок сам придумывает слова.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Для этого периода характерно освоение грамматики языка (склонение, единственное и множественное число существительных, спряжение глаголов). В речи появляются предлоги. Ребенок правильно произносит почти все звуки, начинает следить за тем, как он говорит — контролировать свое произношение. Усложняются предложения — появляются сложносочиненные и сложноподчиненные. Дошколята хорошо воспринимают на слух рассказы с опорой на картинку или без, могут пересказать услышанное.
Таблица — Как меняется словарный запас и речевые навыки малыша
Возраст | Количество слов | Развитие речи у детей |
---|---|---|
10 месяцев | 1-2 лепетных слова, понятных только в конкретной ситуации (ля-ля, бо-бо) | Растет пассивный запас слов — тех, которые малыш понимает, но пока не способен воспроизвести |
11 месяцев | 3 и более лепетных слов, понятных в конкретной ситуации | Качает головой в знак отрицания. Усидчивые крохи уже с интересом рассматривают со взрослыми картинки в книгах и слушают короткие стихи |
12 месяцев | 8-12 лепетных слов, понимает около 20 слов | Зачастую применяет экспрессивно-мимические средства и жесты |
1 год 3 месяца | до 20 слов | Понимает речь взрослых, когда они разговаривают с ним, начинает говорить сам |
20-40 | Понимает служебные слова, сложные предложения | |
2 года | 50-300 | Речь — основное средство общения со взрослыми |
3 года | 800-1500 | Может вести со взрослыми полноценный диалог. Начинает разговаривать со сверстниками. Замечает ошибки в речи собеседников |
4 года | 1600-1900 | Верно составляет предложения из пяти-шести слов; в процессе игры часто комментирует свои действия |
5 лет | 1900-2200 | Верно произносит все (или почти) звуки; делится высказываниями, в совокупности представляющими короткий рассказ; задают много вопросов; начинает пользоваться антонимами и синонимами |
от 5 до 7 лет | до 4000 | Осваивает производные слова; критичен по отношению к собственной речи, старается исправить допущенные ошибки |
Отклонения от нормы: распознать и помочь
Несмотря на то что развитие речи у детей раннего возраста проходит в индивидуальном режиме, есть случаи, когда родителям стоит проконсультироваться с врачом.
Детство — начиная с рождения и до школьного возраста — время, когда формируется основа будущей личности, по кирпичику закладывается фундамент способностей и возможностей человека. Коммуникативные навыки являются основополагающими для усвоения информации.
Стоит беспокоиться, если…
- Малыш до года мало обращает внимания на звуки и сам их практически не издает.
- В 12 месяцев он не пользуется жестами (не указывает нужное направление пальцем, не машет «До свидания!» и т. п.)
- В полтора года ребенок не пытается имитировать звуки.
- Ему трудно понять, о чем его просят взрослые — даже если это простая фраза.
- В два года может повторять за вами некоторые звуки и жесты, но по собственной инициативе этого не делает.
- У малыша необычный голос — скрипучий или «в нос».
При нормальном развитии коммуникативных способностей двухлетнего малыша, постоянно окружающие его взрослые понимают как минимум половину слов, которые говорит их чадо. У трехлетнего ребенка понятная речь составляет две трети. А еще через год все — даже посторонние люди — должны в целом понимать, что он сказал. Если такого не происходит, у родителей есть повод задуматься и обратиться к специалисту: неврологу, психологу или логопеду. От того, насколько своевременно будут обнаружены проблемы и начато лечение, зависит его эффективность. При замедлении развития речи дошкольников в первую очередь необходимо определить причину.
Причины нарушения развития
Нарушения развития речи могут быть вызваны одним или несколькими факторами:
- ребенок с трудом различает услышанные звуки, при этом острота слуха у него в норме;
- родовая травма — в частности, повреждение речевой зоны головного мозга, расположенной в области макушки;
- дефективное строение органов речи (у детей с нарушениями речи неправильный прикус, короткая уздечка языка, расщелина нёба или «волчья пасть» и т. д.);
- малая подвижность губ и языка;
- задержка психического развития;
- неграмотное общение в семье или дефекты речи у близких, с которыми постоянно общается малыш.
Оценив ситуацию, врач подберет методику развития речи с учётом всех ваших нюансов. Особенно это касается малышей с диагнозом — задержка психоречевого развития детей. Возможно, понадобится дополнить логопедические занятия медикаментозным лечением или массажем языка ребенку, чтобы натренировать мышцы главного артикуляционного органа. Он проводится руками в резиновых перчатках или через стерильную салфетку, а также с помощью шпателя, специального зонда или зубной щетки. Для того чтобы процедура понравилась малышу, массирующие действия сопровождаются сказкой. Их существует довольно много, но, по сути, они комментируют одни и те же движения. Ниже один из примеров подобной манипуляции.
Массаж языка со стихотворением «Осенняя сказка»
- Проснулся утром Язычок и потянулся — тыльной стороной зубной щетки проводим вертикали от середины языка к кончику.
- Посмотрел Язычок в окошко, а там светит солнышко — проводим линии от центра языка к краям, не касаясь его корня.
- Под окошком росла пушистая елочка — сначала проводим три вертикали по центру языка, а затем линии от центра к краям.
- Вдруг подул сильный ветер и наклонил елочку вправо — проводим горизонтали слева направо по всей поверхности языка.
- Увидел Язычок, как из печной трубы соседнего дома дым идет — совершаем зигзагообразные движения по всей поверхности языка, от корня к кончику.
- Тут ветер подул влево, елочка и дым тоже наклонились влево — проводим в соответствующую сторону горизонтали по всей поверхности языка.
- Солнышко спряталось за тучку, закапал сильный дождь — постукиваем по языку щетиной зубной щетки.
- Падают осенние листики на землю — постукиваем тыльной стороной щетки.
- Дождик все идет, и за окном появилась огромная лужа — проводим по часовой стрелке от середины языка к краям.
Значительная роль в процессе лечения задержки речевого развития у детей принадлежит и родителям. В случаях, когда необходима коррекция, специалисты познакомят с упражнениями, которые необходимо проводить дома, и дадут подробные рекомендации по их выполнению. Мы же расскажем об общих методах развития речи у ребенка. Они будут полезны всем заботливым родителям и их малышам.
Дошкольное образование и «домашняя работа»
Большинство методик на данную тему разработано специалистами для развития речи ребят в детском саду. В их основу положены два вида общения — монолог и диалог — и три метода.
- Наглядный:
- непосредственное наблюдение (в живой природе, на экскурсиях);
- опосредованное наблюдение (рассматривание картинок и игрушек, составление рассказа по ним).
- Словесный:
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практический:
- игры, в том числе и в хороводе;
- специальные упражнения;
- инсценировки.
Таким образом, дошкольники (самостоятельно или с помощью педагога) пробуют составлять рассказ по картинке, историю-экспромт с использованием какой-либо игрушки, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Воспитатель читает малышам книги, а потом они вместе обсуждают прочитанное. Все это вы также можете делать и дома, ведь многократное повторение — основа обучения. Можно затеять специальную игру. Ниже несколько примеров.
Игры для развития речи
- Дополни предложение. Попросите юного игрока закончить ваши фразы. Например, «Снег растаял, потому что…», «Я промочил ноги, потому что…» и т. д.
- «Я был в зоопарке». Участников может быть двое или целая группа. Вам понадобятся картинки с животными и жетоны за правильные ответы. Вы раздаете картинки поровну или игроки берут их по одной из общей стопки и по очереди описывают изображенного на ней животного, не называя его (цвет, повадки, чем питается, где живет и прочее). Остальные должны догадаться, о ком идет речь. Выигрывает обладатель наибольшего количества жетонов.
- «Противоположности». Взрослый показывает картинку, на которой нарисован какой-либо предмет. Ребенок должен придумать и назвать противоположный предмет и обязательно пояснить свой выбор. Например, кастрюля — кубик. Первая — круглая, второй — квадратный.
- «Кто с какими буквами дружит». К этой игре можно подключить всю семью. Каждый выбирает животное (или вытягивает карточку с изображением зверя) и фантазирует: «Мой кот дружит с буквой „М“, потому что он любит молоко», «Моя лиса дружит с буквой „Р“, потому что она рыжая», «Моя белка дружит с буквой „Д“, потому что живет на дереве»…
Скороговорки
Скороговорки для развития речи детей — один из самых известных методов тренировки правильного произношения. Они легко запоминаются, поэтому малыши с удовольствием будут их декламировать. Предлагаем вам несколько вариантов таких упражнений.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.
Речевому развитию детей дошкольного возраста, хоть и опосредованно, помогает и тренировка мелкой моторики: рисование, сборка бус, лепка и т. п.
Большой потенциал для выстраивания социального общения и знакомства с профессиональной лексикой заложен в ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Детский сад» и другие.
Степень развития речи у детей дошкольного возраста влияет не только на его способность устанавливать контакты со сверстниками и выстраивать общение со взрослыми, но и определяет его лидерские качества. Хорошая речь помогает более активно участвовать в играх, что-то обсуждать и отстаивать свое мнение. От этого без преувеличения зависит успешность и состоятельность вашего ребенка в будущем.
Иринa, я побoролa мoрщины oчень прocто - помог кpем "Здoрoв". Yзнала прo него из интeрвью про Pотаpу... Вот глянь здecь подpобнеe, еcли интерecно ►► goo.gl/Rw7vWc ◄◄ (скoпиpуй_ccылку_в_бpаузеp)