Ментальная арифметика — новая тенденция в развитии интеллектуальных способностей детей

Ментальная арифметика сегодня — это новая методика обучения детей, но она имеет древние корни. Результаты японских и китайских школьников доказывают, что такие занятия не только учат детей прекрасно считать без калькулятора, но и развивают их воображение. Что же это за методика, как проходят занятия, кому она нужна и можно ли заниматься дома с родителями? Эти вопросы журналист портала Kids365.ru задал руководителю центра развития интеллекта «Пифагорка» в Новокузнецке Екатерине Илясовой.

Эксперт доверительно расположилась в кресле

Екатерина Илясова, психотерапевт. Руководитель центра развития интеллекта «Пифагорка» в Новокузнецке. Педагог по ментальной арифметике.

Общение со специалистами по ментальной арифметике началось с того, что меня пригласили присутствовать на занятии. Лера Ворошилова, одна из первых учениц «Пифагорки», занимается ментальной арифметикой больше четырех месяцев и с нетерпением ждет начала урока. Учебный класс — уютный и душевный, здесь все продумано до мелочей: стулья и парты регулируются по высоте, между ними много свободного пространства. Понятно, почему ребенок с таким энтузиазмом рвется сесть за свою парту: учебный класс располагает не только к работе, но и к игре.

Занятие уже началось. Лера с удовольствием отдает свою тетрадь на проверку и ждет результат. Она выполнила домашнее задание самостоятельно, но допустила несколько ошибок. Преподаватель не ругает Леру, а лишь предлагает девочке самой найти ошибку и исправить ее. Лера с интересом уходит в работу, а у меня появляется возможность задать вопросы преподавателю.

Воображение и счет

Ментальная арифметика — это методика, которая пришла к нам из Азии. В Японии это методика входит в обязательную общеобразовательную программу, и дети обучаются по ней столько, сколько хотят. В «Пифагорку» она пришла из Турции. Сейчас по России открыто больше 70 центров. Что же такое ментальная арифметика, и как работает эта методика?

— Быстрый счет в уме — это «побочный эффект» данной методики, — смеется педагог Екатерина Илясова. — Ценность в том, что у ребенка развивается не только левое полушарие, но и правое. На занятиях дети учатся использовать свое воображение. Оно нужно не только для того чтобы быстро считать, но и для многих других задач. Воображение необходимо детям для творческого мышления, для принятия нестандартных решений.

На занятиях дети учатся использовать свое воображение: в процессе обучения они формируют образ счетов соробан в уме, а потом — так же в уме — считают на них. Поэтому на многих видеороликах по теме видно, как дети совершают некие манипуляции пальцами, а затем выдают правильный ответ.

Классические японские счёты

Ментальная арифметика и школьная математика

Математика как школьная дисциплина имеет мало общего с ментальной арифметикой, но это ничуть не мешает ребенку из «Пифагорки» успешно учиться в школе. Напротив, с помощью ментальной арифметики он знакомится с другой стороной этой сложной для многих науки.

— Часто к нам приходят дети, у которых уже есть установки насчет себя и своих отношений с математикой. Они говорят: «Математика это сложно», «Я математику не знаю», «Я не знаю таблицу умножения», «Я не люблю математику», — рассказывает Екатерина. — Но в процессе они обучаются счету в уме, сложению, вычитанию, умножению, делению, простым законам, которые дает и общеобразовательная система, но по-другому. Хотя здесь тоже есть свои правила и свои законы, свои сложности и даже очень непростые примеры.

Методика помогает развивать и наращивать объем нейронных связей в головном мозге и поэтому подходит не для всех, а только для детей от 4 до 16 лет, когда идет активное формирование клеток головного мозга.

В центре «Пифагорка» первое занятие бесплатное, оно проводится с диагностической целью. Педагогу важно понимать потребности ребенка и свои возможности, ответить на вопросы: «Могу ли я ребенка научить чему-то, готов ли он к образовательной деятельности, нет ли психологических проблем, связанных с обучением в принципе?»

— Кроме этого, на первом занятии мы знакомим ребенка со счетами и числом пять, — объясняет Илясова. — Почему именно с этим числом? Потому что счеты соробан (иногда их еще называют «абак») не похожи на те счеты, что мы помним из детства. На них два поля, в которых расположены 13 или более спиц: в верхнем поле на спицы надето по одной косточке, в нижнем еще по 4. Таким образом, числа от одного до четырех — это единицы, а 5 — это уже отдельная косточка. 7 — это сочетание 5 и двух единичек. 9 — это 5 и четыре единички, и так далее. Это непросто понять взрослым, но малыши справляются легко.

Первые занятия посвящены знакомству со счетами как с предметом. Дети учатся работать с ними, выставлять правильно числа, считать на них. У ребенка формируется образ счетов в воображении, затем счеты постепенно убираются, и ребенок начинает совершать арифметические действия уже в уме.

Концентрация внимания и как ее достичь

— Перед началом каждого занятия я обязательно провожу зарядку. Их много и все они разные, но основная задача — научить детей концентрировать внимание. Ведь мы знаем, что недостаток внимания и есть самая большая проблема школьников. Такие зарядки особенно полезны при гиперактивности, — уточняет Екатерина. — Педагогам трудно работать с такими детьми, на них просто не хватает времени. Поэтому ребенок с гиперактивностью легко может стать лидером таблицы аутсайдеров. В нашем центре мы особое внимание уделяем такому ребенку. И, как правило, дети уходят с занятий спокойными, это и отзывы родителей подтверждают.

Тут Екатерина засекает время и говорит ученице: «Давай потренируем пальчики. Большим пальцем правой руки подними все косточки, а указательным левой опусти. Готово. А теперь одновременно двумя руками по направлению к центру опусти все косточки».

— Когда мы на время работаем со счетами — мы работаем сразу и с мелкой моторикой, и учимся концентрации внимания. Все это развивает мозг, — теперь Екатерина обращается уже ко мне. — Чем быстрее ребенок работает пальцами, тем быстрее он считает. При этом важно не путаться, какими пальцами нужно работать: большим поднимаем, указательным опускаем. Это надо держать в голове. Первое время дети путаются, а потом начинают делать автоматически.

Цифры и косточки

Домашние задания: право на ошибку

— Домашние задания нужны ребенку для того, чтобы он постепенно научился самостоятельно справляться без помощи родителей. Дети не любят делать школьные задания, в том числе из-за страха совершить ошибку, — рассказывает педагог по ментальной арифметике Екатерина Илясова. — Я стараюсь сделать так, чтобы благодаря этим домашним заданиям у детей сформировалось ощущение, что они имеют право совершать ошибки. За ошибки я никогда не ругаю ребят и, что тоже важно, ничего не исправляю в тетрадях. Вы заметили, что у меня нет карандаша? Потому что ребенок в любом возрасте в состоянии осознать и исправить совершенную ошибку самостоятельно. Таким образом он учится сам себя контролировать и сам себя проверять.

Большинство родителей берут на себя слишком большую ответственность, контролируют домашние задания и жалуются на то, что очень устают от этого.

— Здесь мы учим, что ответственность за учебу и за результаты лежат только на ребенке, — продолжает Екатерина. — В «Пифагорке» домашние задания обязательны только для школьников. Я не требую неукоснительного выполнения домашних заданий. Дети, как правило, сами выполняют их с радостью и в конце урока спрашивают: «А домашнее задание будет?» Кстати, даже дошколята очень любят выполнять домашку. Объем заданий небольшой, но есть важное условие — родители не должны вмешиваться. Ребенок все делает только сам.

Английский, рисование и арифметика

Тем временем Лера исправила свои ошибки, и занятие продолжается. Екатерина предлагает ученице: «Посчитаем на счетах и по-английски до двадцати? One, two, three…»

Одновременный счет на счетах и вслух на английском языке задействует нейронные связи разных отделов головного мозга. Таким образом ребенок увеличивает объем памяти и расширяет кругозор.

— Я как мама понимаю, что каждый ребенок — личность со своими особенностями. Поэтому в нашем учебном центре главное и центральное место занимает личность ребенка, — объясняет Екатерина. — Особенно это касается дошкольников. Надо понимать, что они малыши и учиться им непривычно, поэтому мы используем много игровых приемов, но все они связаны с образовательным процессом. Некоторые игры могу предложить я, иногда дети сами являются генераторами идей. В голове у меня всегда есть план занятия, конструктор урока, но он гибкий, а значит, его легко подстроить под конкретного ребенка.

— Лера, а сейчас приступим к зарядке. Вытяни ручки вперед, соедини их в замок и рисуй ими знак бесконечности. Внимательно следи за большими пальцами. Очень внимательно следи.

Лера смеется, у нее не очень получается, она отвлекается.

— А если мы здесь нарисуем рожицы? — педагог рисует фломастером рожицы на ноготках. Лера смеется еще больше, но зато взгляд точно фокусируется именно на этих пальцах. Миссия выполнена!

— А теперь потри ушки пальчиками. Сверху вниз, снизу вверх, чтобы они стали теплыми.

Можно ли заниматься дома

Ментальная арифметика в домашних условиях — вполне реальное занятие. Для этого нужны счеты соробан, рабочие тетради и взрослый, который будет эту идею поддерживать. У методики масса своих особенностей, поэтому для начала освоить ментальный счет должен сам родитель.

— Мне известны случаи, когда мама проходила обучение методике и занималась со своим ребенком. Это возможно и реально. Просто вопрос — для чего мы это делаем? — рассуждает Екатерина. — Если дело только в навыке счета в уме, то, конечно, это можно делать дома. Было бы время у мамы и желание достичь цели. Развивающие центры дают детям больше, чем образование. Это и социализация, и личностный рост. Я считаю, что мама не должна быть педагогом своих детей. Я сама мама, и первыми моими учениками были мои дети. Но сейчас я передала их другому педагогу. Потому что детям сложно воспринимать маму как педагога, они не могут достичь того, что достигают другие. Кроме того, это правильно с точки зрения тех же границ — мама должна оставаться мамой.

Несмотря на естественную конкуренцию и развитие отношений в группе, дети соревнуются не друг с другом. Единственный человек, с которым они ведут спор — они сами. Сегодня они выполнили один объем работы, завтра сделают больше. Так они учатся ставить цели и добиваться их. А также формируют понимание, что сравнивать себя с другими — это пустое занятие. Мы никогда не станем кем-то. Только собой. У каждого из нас свой неповторимый рисунок жизни, и важно следовать своему заданному курсу.

Когда мы ориентируемся на других — мы тратим свою жизненную энергию не туда. И в результате сильно устаем и впадаем в депрессию.

— Поработаем в тетрадях. Лера, сколько за 15 минут ты сможешь выполнить заданий?

— Четыре страницы.

— Хорошо, начинаем.

Занятия для школьников и дошколят

Для каждого возраста в «Пифагорке» своя программа обучения. Это связано с тем, что у школьников уже сформирован образ числа. Но все дети учатся ментальному счету два года. В первый год изучают вычитание и сложение, во второй год — умножение и деление.

В конце каждого занятия педагог обязательно получает от ребенка обратную связь. Это очень важно, чтобы ребенок научился говорить о том, что он чувствует, называть свои эмоции, говорить о том, что не нравится. Уметь говорить о том, что не нравится — это важное качество. В дальнейшем детям становится проще понимать себя и свои потребности.

— Я все закончила.

— Лера, посмотри на время. 15 минут. Видишь, какая ты молодец? Ты поставила себе цель и выполнила ее. Понравилось тебе занятие? Какое у тебе сейчас настроение?

— Понравилось, но мне немножко грустно.

— Почему тебе грустно?

— Потому что занятие кончилось.

— Меня довольно часто спрашивают: ментальная арифметика — это развивающие занятия или полноценное обучение? Скажу так: развивайки, особенно, если речь идет о занятиях для детей от 6 месяцев — это в большей мере способ занять маму. Оценить результат очень сложно. Занятия веселые, разнообразные и интересные и помогают подготовить ребенка к детскому саду, — рассуждает Екатерина. — А ментальная арифметика — это совсем другое направление. Мы работаем с уже сформировавшейся личностью и помогаем ребенку в развитии его способностей. Занятия влияют на самооценку, на умение выстраивать коммуникацию, на самостоятельность, на усидчивость и концентрацию внимания. И самое приятное, что здесь можно получить ощутимый результат. Показатель — это не только навык счета в уме, но и интерес ребенка к учебе!

Справедливости ради надо сказать, что и отрицательные отзывы о ментальной арифметике тоже есть. Основная причина, по которой методика кого-то не устраивает — это боязнь перегрузить ребенка. Действительно, в 4 года малышу, не нужен навык складывания в уме трехзначных чисел. Но если ребенок сам проявляет интерес, а финансы родителей позволяют — почему нет? Главное, следить, чтобы занятия шли не через силу и не отбили у ученика тягу к дальнейшему обучению. Впрочем, этот совет касается не только ментальной арифметики, но и любых занятий с ребенком.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
5786 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 8108 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 4209 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично
01.11.2016 в 21:11

Как математик, ответственно заявляю, что "ментальная арифметика" - это всего лишь способ развития устного счёта, принятый в азиатских начальных школах и не более того. И уж тем более никакой логики он не развивает! Логику развивают математические задачи и использование переменных в выражениях. В школах на постсоветском пространстве устному счёту учат визуализацией - яблоки, конфеты, велосипедисты, килограммы, метры, литры и т. д. Поэтому советская математическая школа считается лучшей в мире. Так-что китайско-японские счёты - это просто выкачивание денег из родителей с интеллектом гусениц. Но, лох не мамонт - не вымрет. ))))))

17.11.2016 в 13:06

Я видел как обучающиеся по этой "лоховской" методике считают в уме за доли секунды, складывая и умножая большие числа. При чём массово это делают. Всем классом, который не является сборищем гениев со всей страны. И видел как считают учащиеся по обычной традиционной школьной программе. Никак. И сам учился в советской школе. Восхваляемая вами "советская математическая школа" не более чем миф. Либо доступна она была лишь ученикам матфаков.

15.01.2017 в 12:53

"Создатель", ну, почему сразу "лохи" ? Вы сами на курсы «amakids» водили своего ребенка? Я думаю, что НЕТ! Вам бы, как математику, не мешало бы, посетить эти курсы. Ваша советская, математическая школа, подходит для советского обучения, сейчас дети продвинутые, у них мышление, далеко отличается, от того времени. Основное направление в курсах, ментальной арифметики - не просто научить хорошо считать, а задействовать сразу два полушария и развить в ребенке логическое мышление, слуховую, фотографическую, зрительную память. И поверьте мне, ваш ребенок подтянется не только по математике, но и по всем другим школьным дисциплинам.

25.02.2017 в 21:04

а вам, милая леди, не мешало бы заняться вопросами пунктуации - массу ошибок наделали в постановке запятых. если ментальной математике обучают журналисты и логопеды-дефектологи, не имеющие ни педагогического, ни математического образования, а просто быстренько прошедшие какие-то курсы, то это называется выкачиванием денег, не более того. я, кстати, училась в самой обычной, абсолютно средней советской школе - доросла до кандидата филологических наук (немецкая филология) и не считаю, что в советской школе учили хуже. на ознакомительном занятии упомянутый мною ранее "учитель" на вопрос "есть ли какие-то льготы при обучении?" ответила: "ну какие же льготы? это же КОММЕРЦИЯ!" вот и вся подоплёка этого раздутого сейчас бренда.

29.03.2017 в 02:52

Каждый труд должен быть оплачиваемый! Хотите льгот? Привыкли быть спиногрызами общества, государств? Любимая фраза начинается "вы мне должны..."? Тогда заколотите двери дома с обратной стороны и читайте Ленина

18.01.2018 в 12:54

да, жаль, что таких методов нет для изучения родного языка...

21.11.2016 в 12:36

Согласен с вами абсолютно. Особенно я хочу сказать на примере Высшей школы гениев, у них же даже методика не своя, позаимствовали, никак не доработали. в нюансы не вникли и давай на детях экспериментировать. У меня жена настояла, чтобы дочь туда ходила - теперь последствия разгребаем, ребенок получил стресс серьезный

25.11.2016 в 16:15

Павел, вам не повезло сразу на них наткнуться, они производят откровенно слабое впечатление по сравнению с другими школами. Методики схожие, а вот используют их в высшей школе не лучшим образом. Такое ощущение, что наспех обучают неподготовленных людей и отправляют учить в меру своего разумения. Это не значит, что все направление никуда не годное, есть другие и очень неплохие центры.

13.12.2016 в 17:10

Стали с женой искать другие школы, сейчас ребенок занимается в Амакидс, небо и земля. Совершенно другой подход, соответственно, у ребенка совсем другое настроение. Действительно, очень многое зависит от уровня и опыта школы. Поэтому советую всем прежде чем вы отдаете куда-то ребенка - смотрите на лицензии. на опыт преподавателей и так далее.

26.12.2016 в 15:48

Моя племянница в Амакидс ходит, я иногда вожу ее, когда родители заняты, так мы назад когда едем. она мне рассказывает как она там училась - и что мне нравится - она стала говорить, общаться - раньше очень замкнутым ребенком была. Ну про счет я молчу - считает она быстрее меня. В Амакидс еще и онлайн программа хорошая. она делает задания дома очень увлеченно.

01.12.2016 в 03:38

Визуализацией пусть на здоровье занимаются в школе, ее никто не отменял, не переживайте. А вот чего школа не добирает, так это возможность включить эвристическое мышление. Этим и советские и постсоветские школы грешат. Давно пора было появиться чему-то наподобие ментальной арифметики. Другой вопрос, чтобы программа была грамотная и чтобы не перегружали ребенка. Мы свою дочь отдали в Амакидс, и результат - практически сразу улучшились оценки по многим предметам. Быстрый счет тоже присутствует. Но меня больше впечатляют другие результаты. Хотя и счет пригодится.

28.12.2016 в 15:48

Меня так заинтересовала ментальная арифметика. что я решила ею заняться всерьез и надолго. Сейчас уже я могу сама обучать деток этой методике. А полгода назад я искала - где мне обучаться. Перебрала очень много разных центров. Многие предлагают обучение онлайн - я это не приемлю, мне нужно живое общение. Ну и там, чтобы обучить детей ставить правильно руки на счеты абакус, нужно самой их уметь правильно ставить. А это онлайн не преподашь. в центре ЕАМА преподают именно вживую. При этом очень хорошие условия. Прошла полный курс и теперь собрала группу ребятишек недавно вот начали заниматься

26.04.2017 в 14:10

На мой взгляд более прогрессивный центр по ментальной арифметике SmartyKids. занимаемся уже с пол года. кстати в нашем городе тоже было бесплатное пробное занятие....наверное такой формат есть во всех центрах данной сети,чтобы было удобно попробовать. всем советую внимательно относиться к тому, как выбранная вами методика адаптирована под современных российских детей. ведь сейчас малыши часто не усидчевые, им сложно концентрироваться, и стоящие педагоги должны знать как найти к ним подход.

03.07.2017 в 15:33

Методика ментальной арифетики из моего опыта оказалась очень полезна для развития ребенка. Однако здесь надо не прогадать с выбором того, кто где и как будет вести занятия для вашего малыша. Домашнее обучение не рекомендую. Плюс многие могут тупо гнать скорость счёта и тут вы получите и нежелание ребенка учиться и положительное влияние на развитие не в полной мере. Мы с дочуркой сейчас ходим в центр Smarty Kids. Выбрали прежде всего из-за многих положительных отзывов родителей. Все отмечают насколько граммотно построены уроки, крутую геймификацию, красивые учебники и тетради для детей. Для меня очень важно что ребенок теперь стал максимально заинтересован как в самом процессе обучения, так и в результате. И это не только в центре ментальной арифметики,но и в школе. Очень круто!

28.09.2017 в 11:50

А мы своего сына привели на занятия по ментальной арифметики и скорочтению в Амакидс. Модное занятие как выяснилось и очень популярное среди школьников. Сын рассказал нам что у них в параллельном классе есть девочка, которая очень быстро считает в уме. Он сказал что хочет также быстро считать. Мне так стало самой интересно, решила сходить в школу и посмотреть на эту девочку. Я была была поражена на повал. Девочка - калькулятор, по другому не скажешь. Сын занимается всего неделю, а результаты уже есть. Оба довольные, и играем дома :)

23.01.2018 в 03:24

Иpина, я пoборола морщины очeнь проcто - пoмoг крeм "Здоpов". Yзнала прo нeго из интeрвью пpо Ротaру... Bот глянь здесь подpoбнее, еcли интеpeснo ►► goo.gl/Rw7vWc ◄◄ (cкопиpyй_сcылкy_в_брaузep)

29.01.2018 в 23:59

Очень полезная статья! Теперь хоть какое-то понимание в голове появилось, а то я долго думала - идти в Смартум не идти - пойдем!

31.01.2018 в 02:05

Идите конечно! Это вам повезло, что он у вас в городе есть! А мы вот в Гомеле ждали пока откроется... Кстати, присмотритесь еще к скорочтению.

08.03.2018 в 13:06

Очень хорошая статья. Мы в амакидс заниаемся уже 4 месяц. Ребенок доволен жуть!

Задавать вопросы могут только авторизованные пользователи!